Как добиться ответа от государства

Государственные данные не всегда легко найти в открытом доступе, не все они интересны журналистам, но иногда вам важно узнать, как расходует деньги муниципалитет, сколько украинцев в России и зачем подмосковные власти строят мусоросжигательный завод. Объясняем, как получить информацию.
Сформулируйте проблему

Возмущение с очевидным вопросом «Доколе?!» не подойдет. Нужны факты, законы, ссылки — максимум конкретики. Без неё вы обречены на провал.
Выберите орган власти

Часто по названию органа или департамента легко определить, чем он занимается.Так, Департамент капитального ремонта города Москвы явно должен заниматься вопросами капремонта.Помогут определиться:

  • структура федеральных органов на «Госуслугах»
  • структура органов власти субъектов на сайтах региональных правительств
    в Москве
  • структура местных органов власти на страницах администраций муниципальных образований
    в Петербурге
Подтвердите выбор положением о работе органа власти
Вряд ли там будет дословно указано необходимое полномочие. Главное — определить общую область деятельности.
Например, Положение о Главном архивном управлении города Москвы
Не промахнитесь

Если вы направите запрос не в тот орган, по закону это не ваша беда
. Госорган, в который пришёл запрос не по его компетенции, должен сам за семь дней перенаправить запрос в нужный и сообщить об этом отправителю.
На практике это часто не работает. Не надейтесь на отзывчивость госорганов. Иногда они отвечают: мол, к нашей компетенции это не относится, обращайтесь в другое место. Хорошо ещё, если указывают, куда.
Перечитайте и отправьте

Изучите формат запроса. Написали? Дважды — нет, трижды — перечитайте. Считайте, что это ваш единственный шанс и ошибиться нельзя.Теперь отправляйте — бумажной почтой, факсом, электронной почтой или через форму обратной связи на сайте органа. Сохраняйте подтверждения на каждом шаге — на всякий случай.
Проверьте статус запроса по телефону

Сотрудники госоргана проставляют на обращении входной номер. Выясните его по телефону. Тогда у вас на руках будет официально подтвержденная дата получения вашего запроса. Остается ждать полтора или два месяца: 30 дней — максимальный срок для ответа на запросы граждан, плюс надо учесть нерасторопность почты. Наберитесь терпения.
Как запросы в госорганы помогают людям
  • За два года работы сервиса РосОтвет мы получили 38 запросов о сносе или расселении домов от жителей подмосковного Одинцова. Почти все направляли в Министерство строительного комплекса Московской области, там нам исправно отвечали, будет снесён дом или нет. Было бы удобнее, если бы ведомство разместило эту информацию в формате открытых данных и привлекло разработчиков, которые создали сервис на их основе – как, например, интернет-портал со сроками капремонта в Москве.
    Он был бы востребованным.
  • Хозяин земельного участка в садоводческом товариществе в Заокском районе Тульской области хотел получить от администрации района копию генерального плана и проект планировки и застройки территории. Сначала ответ от администрации района не получили, зато получили мольбу пользователя что-нибудь сделать с этим. Подготовили жалобу в порядке подчинённости, через неделю пришёл ответ с фотокопией плана и ответом, который администрация якобы отправляла. Мы не поверили, но, главное, пользователь информацию всё-таки получил, дальше сражаться не пришлось.
  • У метро «Академическая» в Петербурге два года назад снесли торговые павильоны, на их месте остались замусоренные пустыри. Мы направили запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре и в Комитет по благоустройству — спросили, кто отвечает за эту территорию и когда она будет благоустроена. Комитет по благоустройству сообщил, что провел по запросу выездную проверку, она подтвердила плачевное состояние территории. Через три дня недостатки устранили и прислали фотоотчет. Председатель Комитета даже указал в ответе телефон, по которому можно оперативно связаться с ответственными за чистоту улиц в Калининском районе Петербурга.
Опубликовано: Команда 29